Мечеть кул-шариф в казани

Важные символы культуры

На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.

Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное

Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные

Описание объекта

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.

Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.

В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.

Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.

Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.

Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.

При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.

Адрес и как добраться

Мечеть Кул-Шариф расположена по адресу: Казанский кремль, 13. На территорию комплекса существует 2 входа: через Спасскую башню и через Тайницкую. Первый работает круглосуточно, второй — до 18:00 зимой и до 22:00 летом.

Наземный общественный транспорт

Налажено транспортное сообщение со всеми районами города. При использовании наземного общественно транспорта можно доехать до:

  • остановки «Улица Батурина» (автобусы №22, 28, 89);
  • остановки «Центральный стадион» (троллейбус №2, автобусы №6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75);
  • остановки «Дворец спорта» (троллейбус №7, автобусы №6, 35, 37, 47, 70).

Такси

В городе работают службы такси «Яндекс» и Gett. Для заказа нужно мобильное приложение. После указания начальной и конечной точек маршрута машина приедет через несколько минут.

Мне нравитсяНе нравится

Полезная информация для туристов

Кул-Шариф имеет статус главной соборной джума-мечети республики, города Казани и занимает площадь 19 тысяч кв. м. Просторное здание вмещает 1700 верующих, а площадь рядом с ним – до 10 тысяч человек.

Вид купола мечети изнутри

На храм интересно смотреть днем и в лучах заходящего солнца. Совершенно волшебно Кул-Шариф выглядит в темное время суток. Необычная ночная подсветка полностью преображает постройку, и вы можете отснять отличные кадры на память.

Мечеть – не только действующий храм, но и музей, куда приходит много туристов. Чтобы не мешать верующим, экскурсии проводят на смотровых балконах – слева и справа от главного зала. Для группы до 20 человек экскурсия стоит 400 рублей.

Верующие попадают в мечеть с севера – от главной молельной площади. В музей входят с нижней, южной платформы.

Люстра в молельном зале

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Описание

На территории Музея-заповедника «Казанский кремль» находятся:

  • Городище «Казанский кремль» X — XVI веков— культурный слой булгарского укрепленного торгового поселения первой половины X — XIII веков
  • Каменно-кирпичный кремль XVI — XVIII веков — это сама крепость, считавшаяся самой мощной и неприступной в то время. Высота ее стен составляет от 8 до 12 метров.
  • Архитектурные сооружения XVI — XIX веков, среди которых:
    • 5-ти главый Благовещенский собор, построенный в 1556–1562 годах псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем
    • Дворцовая (Сошествия Св. Духа) церковь 2-ой половины 18 века
    • Церковь Николы Ратного
    • Братский корпус и руины Спасо-Преображенского собора 16 века
    • Башня Сююмбике высотой 58 метров — одна из падающих башен мира с отклонением от вертикали 1,98 метра
    • Губернаторский дворец, построенный в 1842–1849 годах по проекту архитекторов К.А. Тона, А.И. Песке и М.П. Коринфского
    • Присутственные места конца XVIII — начала XIX веков
    • Гауптвахта середины XIX века
    • Юнкерское училище с манежем XIX века
    • Артиллерийской (пушечный) двор XVIII — XIX веков.

Также здесь открыты экспозиции следующих музеев:

  • Музей Государственности татарского народа и Республики Татарстан
  • Центр «Эрмитаж-Казань»
  • Музей исламской культуры
  • Музей естественной истории Татарстана.

Казанский кремль является местом поклонения мусульман к своим святыням и единственной в мире татарской крепостью.

В архитектуре исторического памятника сочетаются татарский и русский стили. Уникальность и значимость исторического и архитектурного памятника подтверждает включение Государственного музея-заповедника «Казанский кремль» в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казанский кремль — это самое популярное место у туристов. Обычно экскурсии по его достопримечательностям начинаются от Площади 1 мая, на которой установлен памятник национальному герою Мусе Джалилю, написавшему в концлагере «Моабитские тетради». Рядом расположен Иоанна-Предтеченский мужской монастырь и здание Национального музея РТ.

Как добраться

Найти Кул Шариф, наверное, проще всего в Казани. Даже гости столицы Татарстана помогут, сообщив, что «вон она, мечеть с голубой крышей». Есть несколько маршрутов общественного транспорта. Автобусом можно добраться до остановок Батурина автобусами 22 и 89 или Центральный стадион автобусами 47, 37, 74а, 74. . А потом немного пройти – в случае с Батурина попадаю к Кремлю с задней стороны музея-заповедника, по пути рассматривая церковь Параскевы Пятницы, а в случае с Центральным стадионом нужно перейти дорогу через протоку Булак и подняться к Казанскому Кремлю.

Следующий способ – это метро до станции Кремлевская. Выходите из вагона – направо, из метро – снова направо, потом еще раз направо и вот вы уже у подножия мостовой, ведущей к Кремлю.

И, наконец, мой любимый способ – пеший. Неспешно прогуляться по улице Баумана или Кремлевской, полюбоваться смесью культур или следами дореволюционных времен, а потом оказаться в самом начале улицы напротив Спасской башни.

Внутренняя отделка

Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра. Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн. При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.

Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье. Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли. Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.

Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки. Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью. Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов[каких?

], сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку.

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

История создания мечети Кул Шариф

Более 400 лет тому назад в Казани была восьмиминаретная мечеть, во главе которой стоял Шариф Кул — учёный, поэт и дипломат, который превратил мусульманский храм в центр просвещения, науки и религии Среднего Поволжья в XVI веке.

Во время штурма Казанского Кремля войском Ивана Грозного в октябре 1552 года храм был разрушен и только через четыре столетия он был воссоздан заново.

Решение о сооружении мечети было принято в соответствии с указом Президента Республики Татарстан от 13 ноября 1995 года. 21 февраля 1996 года был заложен памятный знак на месте строительства, а в мае 1996 года завершился конкурс, победителем которого стал проект, разработанный архитекторами Ш. Латыповым, И. Сайфуллиным, А. Саттаровым и М. Сафроновым. Интересно то, что проект был создан по едва сохранившимся рисункам предыдущего деревянного храма.

Через 444 года после разрушения храма началось его восстановление. Возведение мечети с ориентацией на Мекку было определено с точностью до сотой доли секунды через спутник.

Создание мечети, в основном, велось на пожертвования граждан, сметная стоимость строительства составила более 500 миллионов рублей. Открытие храма прошло в год тысячелетия Казани 24 июня 2005 года.

Внутри храма может находиться 1500 человек и около 10 тысяч — на площади перед ней.

Всего у мечети восемь минаретов, четыре из которых основные, высота каждого из них составляет 58 метров. Купол храма украшен декоративными деталями, ассоциирующимися с деталями «Казанской шапки», находящейся сейчас в Оружейной палате. По одной версии эта шапка является короной Казанских ханов. Также существует мнение, что она выполнена восточных дел мастерами по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя.

Для сооружения храма гранит и мрамор доставляли с Урала. Среди внутреннего убранства — витражи и лепнина, мозаика и позолота, а также ковры — дар правительства Ирана и цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, изготовленная в Чехии.

Специально для посещения храма экскурсионными группами имеются смотровые балконы.

В комплекс храма входят:

  • Здание самой мечети
  • Музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья
  • Комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха
  • Кабинет имама.

В ночное время комплекс освещается с помощью эффектной подсветки.

Мечеть является символом мирного сосуществования двух конфессий в Татарстане — православной и мусульманской.

История старой мечети

С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.

Мечеть Кул-Шариф с высоты птичьего полёта

По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.

К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.

Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида

Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.

Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.

Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля

После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.

Архитектура Кул Шариф

Архитекторы казанской мечети — «Татинвестгражданпроект»: И. Ф. Сайфуллин, А. Г Саттаров, Ш. Х. Латыпов, М. В. Сафронов.

Мечеть включает пять этажей, считая цоколь и тех. этаж. В плане представлена в виде двух пересекающихся под углом 45° квадратов. Такое устройство здания имеет символическое значение — повторяет мусульманский знак «благословение Аллаха».

Высота каждого из четырех основных минаретов Кул Шариф — 58 метров. Размеры купола Кул Шариф: высота — 39 метров, диаметр — 17 метров. Вместимость мечети — 1700 человек.

Кроме того, имеется два симметрично расположенных малых минарета. Стены мечети включают восемь стрельчатых арок, украшенных орнаментом и обрамленных аятами, высеченными на мраморе. Стрельчатые окна мечети декорированы витражами. Окна на куполе выполнены в виде тюльпанов, и это тоже символично: цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания.

Помимо самой мечети, в комплекс Кул Шариф входят библиотека-музей, издательский центр, управление имама, экскурсионное бюро и посвященный закладке мечети памятный камень, пожарная часть. Здание мечети включает две части: ритуальную верхнюю и музейно-экскурсионную нижнюю.

В архитектуре купола прослеживается сходство с традиционным видом шапки Казанской — царского венца, сейчас эта шапка хранится в Оружейной палате. В целом же в архитектурных формах и декоре, наличии стрельчатых арок подчеркиваются традиции татарского зодчества.

Облицовка здания — белый мрамор, а купол и шпили шести минаретов — бирюзовые.

Вход в мечеть Кул Шариф находится с молельной площади, это северная часть здания; его акцентируют псевдоминареты. Вход в музей ислама — с противоположной, южной, стороны.

Tatiana Dudarenko

Спорное расположение

У некоторых вызывает раздражение то, что мечеть «воссоздали», но при этом поставили ее не на ту точку, где находился «оригинал». Оказывается, в 1996 году у строителей вообще не было цели поставить ее ровно на «том самом» месте

Важно было «не убить» окружающие постройки и общий ансамбль Казанского Кремля

На этапе отбора проектов предлагались разные варианты размещения (к примеру, на месте бывшего Спасо-Преображенского монастыря). В итоге «Кул-Шариф» построили на площадке юнкерского училища – в самом центре Кремля. Сложно назвать это решение ошибочным, ведь благодаря ему мечеть видно практически отовсюду: она выглядывает не только из пролетов центральных улиц, но и хорошо просматривается с другой стороны Казанки. 

Интерьер мечети Кул Шариф

Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика .

Ковры на полу мечети — подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник. Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс. Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector